×

Что скрывается за согласием Анкары вывести свои войска из Сирии?

Что скрывается за согласием Анкары вывести свои войска из Сирии?

Что скрывается за согласием Анкары вывести свои войска из Сирии?

30 декабря 2022 года Агентство ТАСС сообщило, что по итогам состоявшихся в Москве переговоров министров обороны России, Сирии и Турции Анкара согласилась вывести турецких военнослужащих с территорий на севере Сирийской Арабской Республики (САР). Как известно, турецкие войска оказались там без согласия сирийских властей и вопреки международному праву. Якобы турецкие власти выразили намерение впредь уважать суверенитет и территориальную целостность Сирии.

Безусловно, сам факт первой встречи на таком высоком уровне представителей Турции и Сирии после 11 лет открытой вражды и взаимных обвинений, последовавшее заявление Анкары о готовности вывести свои войска с оккупированных сирийских территорий, заслуживают внимания заинтересованных сторон и мировой общественности. Ведь накануне турецкие власти несколько месяцев с завидной настойчивостью декларировали свое намерение провести очередную, пятую по счету, военно-карательную операцию на севере Сирии под предлогом борьбы с террористами, под коими они имели в виду курдских ополченцев.

Трудно сказать, что на этот раз остановило Анкару от нового акта агрессии по отношению к САР и даже вынудило сделать такое миролюбивое заявление, которое можно рассматривать как неприкрытый реверанс в сторону Москвы и Дамаска? Не исключено, что Эрдоган все же прислушался к настоятельным призывам из Москвы, Пекина и Вашингтона воздержаться от новых вторжений на север Сирии, может быть этот шаг связан с началом предвыборной президентской кампании в Турции лета 2023 года или попыткой разрешить хотя бы частично проблему миллионов сирийских беженцев и т.д.

Обращает на себя внимание тот факт, что пока не называются конкретные сроки вывода турецких войск с оккупированных сирийских территорий, не указывается, кому будет передан контроль за освобождаемыми районами? Сегодня де-факто Сирия остается разделенной на три анклава: основной — подконтрольный Дамаску и его иранским союзникам, оккупированные Турцией северные районы дислокации отрядов вооруженной оппозиции и радикальных исламистских группировок и курдский автономный район «Рожава» на северо-востоке страны при поддержке арабских племен Заевфратья и небольшого контингента ВС США.

За годы турецкой оккупации на севере сирийских провинций Идлиб, Алеппо, Хасеке, Ракка на базе отрядов сирийской вооруженной оппозиции и радикальных исламистских группировок типа «Джабга ан-Нусра» и «Гейят тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) были созданы альтернативные правительству Асада региональные и муниципальные органы власти, вооруженные силы, спецслужбы, полиция. Введена в обращение турецкая лира, в школах стал преподаваться турецкий язык. Анкара разработала обширную программу строительства до 200 тысяч новых домов на этих территориях с тем, чтобы переселить туда 1,5 – 2 млн сирийских беженцев из лагерей на территории Турции. При этом учитывалось, что подавляющее число беженцев настроено оппозиционно по отношению к режиму Асада и станет оплотом протурецкого плацдарма в Сирии. Такая политика отвечала планам Эрдогана и его исламистской партии привести к власти в Дамаске протурецкие силы типа «Братьев-мусульман» и возродить Османскую империю в новых исторических условиях.

Исходя из этого, можно предположить, что вывод турецких войск из северных районов Сирии может затянуться на неопределенное время и не будет означать передачи контроля за этими районами правительству в Дамаске. Скорее всего, Анкара рассчитывает и дальше контролировать север Сирии с помощью своих прокси-сил из числа сирийской оппозиции и радикальных исламистов. Предлогом для дальнейшего вмешательства во внутренние дела САР Эрдоган использует так называемый жупел курдской угрозы. Не случайно, по итогам встречи военных ведомств трех стран в Москве прозвучало, что «курдские формирования, связанные с турецкой Рабочей партией Курдистана (РПК), являются «агентами США и Израиля и представляют наибольшую опасность для Сирии и Турции». Это часть заявления звучит явным диссонансом на фоне ускоренной нормализации турецко-израильских отношений и того факта, что Турция остается южным флангом НАТО.

Общеизвестно, что РПК давно прекратила всякую политическую и военную активность на территории Турции, ее лидер отбывает пожизненное тюремное заключение и снял лозунги создания курдского государства или автономии. Что касается сирийских курдов, то они действительно используют идеологию и символику РПК, но ни разу не нарушили сирийско-турецкую границу и не совершили ни одного антитурецкого акта. Вся «вина» их перед турецкими властями заключается в том, что в период гражданской войны в Сирии курды смогли самоорганизоваться, создать органы самоуправления и народное ополчение, которое не только отразило нападение джихадистов ИГ, но и освободило от них весь северо-восток страны. Турция в тот период превратилась в транзитный коридор и тыловую базу международных террористов, закупало у Исламского халифата нефть и нефтепродукты, награбленные музейные артефакты, продукцию сельского хозяйства, раненые боевики проходили лечение и реабилитацию в турецких лечебных учреждениях. Т.е. курды разбили протурецкие террористические бандформирования в Сирии и тем самым вызвали гнев новоявленного султана Эрдогана.

Создание курдского автономного района на севере Сирии под названием «Рожава» в Анкаре также расценили как возможный пример для 20-миллионного курдского населения Турции. Воспользовавшись политической и военной импотенцией властей в Дамаске, Эрдоган под лживым предлогом борьбы с терроризмом провел уже несколько военно-карательных операций в районах компактного проживания курдов на севере Сирии. В результате, была создана так называемая «буферная зона безопасности» между приграничными городами Аазаз и Джераблус к северу от г. Алеппо, оккупирован административный район Африн, взяты под контроль пограничные районы к востоку от реки Евфрат. От действий турецких войск и их прокси-сил пострадали сотни курдских ополченцев и мирных жителей, сотни тысяч курдов вынуждены были спасаться бегством. После проведения этнических чисток турецкие оккупационные власти приступили к переселению на захваченные территории лояльных себе арабов-суннитов и туркоманов из лагерей беженцев в Турции и других районов Сирии.

Таким образом, предновогодняя встреча глав военных ведомств России, Турции и Сирии и последовавшее за ней заявление Анкары о намерении вывести свои войска из САР, безусловно, заслуживают внимания и могут рассматриваться как важный позитивный шаг на пути мирного урегулирования сирийского кризиса. Однако, сохраняющийся враждебный настрой Эрдогана по отношению к полноправным гражданам САР в лице сирийских курдов и его нескрываемое намерение продолжать так называемую «борьбу с терроризмом» в Сирии не могут внушать оптимизма на ближайшую перспективу. Не прозвучала пока из Анкары и готовность Эрдогана признать легитимность правительства Асада с отказом от поддержки радикальных исламистских группировок в провинции Идлиб. Скорее всего, и на этот раз «гора родила мышь», т.е. результаты встречи вряд ли смогут оправдать надежды на нее всех заинтересованных сторон. Между декларативным заявлением Анкары и подлинным миротворчеством в Сирии остается дистанция огромного размера.

Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции