×

Зачем нужно проверять контрагентов

Зачем нужно проверять контрагентов

Обвинение налогоплательщиков в недостаточной тщательности и осмотрительности при выборе партнера является одной из самых частых жалоб налоговых органов. Чтобы считать ваши транзакционные издержки недокументированными, налоговым органам достаточно, чтобы заподозрить вашего контрагента в недобросовестности. Чтобы избежать подобных неприятностей, перед тем, как подписать документ, нужно убедиться в невиновности сторон договора. Проверить контрагента можно в бесплатном сервисе https://liccontragent.ru.

Партнер — это ваш торговый партнер (от латинского «contrahens», что означает заключать договор). Это любая организация или физическое лицо, с которым вы вступили в договорные отношения. Точно так же вы сами будете партнером своего партнера.

Зачем проверять партнеров?

Обязательство проверять партнеров нигде в законе прямо не указано. Все дело в решении ВАС № 53 от 12 октября 2006 года. В этом документе приведены критерии оценки обоснованности налоговых льгот, которые получают налогоплательщики.

Освобождение от налога — уменьшение (зачет) или возврат налога из государственного бюджета, связанные с уменьшением налоговой базы, применением налоговых льгот, уменьшением ставок налога, иными налоговыми льготами, а также право на возврат налога. Например, лицо, работающее на общей системе налогообложения (УСН доходы минус расходы, ЕСХН), может получить налоговые льготы в виде бухгалтерских расходов. Для всех этих налогоплательщиков очень важно, чтобы налоговый инспектор признал заявленные расходы.

Представьте себе бизнесмена, зарабатывающего 10 миллионов рублей после вычета расходов из доходов по простой системе налогообложения, где 8 миллионов рублей — это стоимость сырья и материалов, арендные платежи, транспортные расходы и т. д., передача и т. д. По его мнению, налоговая база, то есть пропорционально налогооблагаемая сумма (стандартная ставка налога 15% на доходы по простой системе за вычетом расходов) будет равна 2 млн рублей, а налог будет уплачен в размере 300 000 рублей.

Налоговому инспектору проще наказать добросовестного бизнесмена, лишив его возможности отчитаться о своих расходах, чем попытаться за один день привлечь к ответственности компанию. Вопрос о том, справедлива ли эта позиция, можно назвать риторическим. Налоговые правоотношения — это правоотношения, основанные на объединении одного лица (налогоплательщика) с другим (государством), и на них не распространяются принципы гражданского права. В большинстве случаев суды поддерживали позицию IRS в спорах о законности отказа в налоговых льготах.

Признаки нежелательного контрагента в сделке следующие:

  1. Отсутствие личного контакта с менеджером или представителем Продавца и Покупателя;
  2. Отсутствие информации о местоположении партнеров, складах, производстве, торговых площадях;
  3. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия ответственного лица или представителя партнера и копии документа, удостоверяющего личность;
  4. Отсутствие информации о партнерах на официальном сайте IRS;
  5. Условия контракта существенно отличаются от обычных условий (поставка оптом без предоплаты или гарантии платежа, длительная просрочка платежа, расчет третьей стороной, нулевой штраф) соизмеримы с последствиями несоблюдения и т.д.);
  6. Налогоплательщики или их партнеры фактически не взыскивают дебиторскую задолженность;
  7. Затраты на операции с «проблемными» контрагентами составляют значительную часть общих затрат налогоплательщиков, не имеющих экономических оснований на борьбу с такими затратами и т.д.